?

Log in

No account? Create an account

AX i Ox

Social capital

  • less than 10
Name:
gnbn
Birthdate:
12 September 1967
РАЗМЫШЛЕНИЯ В ПУТИ



Мир сошел с ума много тысяч лет назад. А Она - все так же, мягкой поступью, вращает земной шар своими босыми ступнями, ведя под уздцы Его - брыкающуюся, шаловливую и упертую скотину, как на заклание. Не будучи властен над Ней, играя желваками, свирепо вращая налитыми кровью зрачками и вонзаясь рогом в Землю, Он трусливо разворачивает Землю вспять, круша и посыпая пеплом все вокруг.



Иногда возникает подспудное желание исповедаться перед кем-нибудь, хоть перед самим собой, очистить душу, осмыслить прошедшие в бешеном темпе десятилетия. Понять, возможно, познать себя - не это ли является сокровенной мечтой каждого из нас, с детских лет, ломающих любимую игрушку, чтобы удовлетворить свое любопытство? И, быть может, призрачное умиротворение существующим положением дел, или желание его достигнуть, заставляет нас откладывать, отказываться от мучительного желания разобрать себя по кусочкам, чтобы понять из чего мы сделаны, что внутри нас? Неужели всего лишь банальное кровавое месиво, в которое превращается наше тело на сепарационном столе, или есть что-то еще, что позволяет нам думать, переживать, выжимает из нас слезы из-за всякой ерунды? Что дальше, что кроется за нашим сознанием, неужели то самое бессмертие, тот самый "загробный" мир? Добр ли он, можно ли его задобрить какими-то делами и поступками в этой жизни, или все это ересь - делай что хочешь, делай, как хочешь!?

Почему нужно защищать и лелеять добро, а может зло правильней, лучше, гуманней? Где истина - в правде и добре, или в кривде и зле? Что лучше перенасыщенный добродетельными и голодными полчищами мир, или в результате "естественного" отбора, малочисленный, но оптимально структурированный социум, который легко и быстро управляется без излишнего либеральничания, где есть порядок и закон? Что лучше, где критерий?

Кто-то скажет - знакомая тавтология. Занимайся любимым делом, живи в мире и согласии с собой и людьми не думай о том, что нас всех ждет - и все будет в порядке.
Будет ли? Кругом - ...

Может критерий кроется за разгадкой тайны бытия - для чего нужен этот мир, кто мы такие и куда идем? Кто-то назовет себя членом-носителем 5-й (а может 50-й?) по счету цивилизации, кто-то назовет нас лицами кавказской национальности, кто-то назовет себя странником, кто-то - муд(р)илой, а кто-то умницей, загадочно при этом улыбаясь...

Во все времена, выдающиеся умы пытались идентифицировать себя, человечество, докопаться до сути. Одни разбирали человеческое тело по клеточкам, не задумываясь над тем, сумеют ли собрать его, другие копались в тайниках человеческого сознания и души. Ни один из них не добрался до сути. А те, кому казалось, что он приблизился к разгадке, либо сходили с ума, либо обращали свой взор к небу, к Богу. Так в чем, говорите, заключается тайна мироздания? Что есть бесконечность?

Звезды? До них рукой подать. Встань на цыпочки, протяни руку, дотронься. Холодный, мерцающий свет, кажется, не должен обжечь тебя. С другой стороны, все мы прекрасно усвоили - если звезды зажигают, значит, кто-то финансирует этот проект?


* * *


Я с детства мечтал стать киноактером, кинорежиссером, каждая прочитанная книга параллельно являла собой адаптируемый киносценарий и режиссируемый фильм в воспаленном мозгу юного читателя, актера, режиссера и зрителя в одном лице. Кто не грешил этим в детстве?

Судьба распорядилась иначе. Я стал врачом. Скоро закончу аспирантуру.

Режиссером и актером мне не стать никогда, и жизнь ежедневно выколачивает из меня остатки юношеского задора и авантюризма, Может потому что это никому не нужно (следующая станция - "Комсомольская"). Или их (актеров, режиссеров, мечтателей...) слишком много, так много, что некому выращивать урожай, некому увеличивать надои молока, и поэтому все импортируется оттуда, где не так много актеров и режиссеров, и вполне хватает тех, кто потчует себя и нас хлебом и молоком, и где хорошо, потому что нет нас?

Единственный "вечный двигатель", если соизмерять с человеческой жизнью, источник добавленной стоимости, данный нам - Земля (…станция Красносельская) - и как неразумно это используется. Где твой sapiens homo? Неужели потерял, или съел за завтраком? Или изменил традициям, раскрепостив свой дух, скрывая себя за безликим, а по желанию и безадресным монитором, суетливо погружая свои потеющие пальцы в тетю "Клаву"? Что ищешь, странник, что кинул ты в краю земном? Или тебя "кинули", выражаясь без обиняков, честным до неприличия языком. Ты слишком воспитан? Интеллигентен? В чем выражается (или вырождается?) твоя интеллигентность, муд(р)ила? В умении держать паузу? Потоком бессвязной энциклопедической эрудиции? Или ты принципиально уступаешь место хрупким старушкам в метро, и брезгливо отмахиваешься от протянутой старушечьей руки, просящей подаянье, потому что не хватает самому?

Почему ты бежишь от себя, от своей сексуальности, прикрываясь тысячей дел, лишь бы не приподнимать занавес и не пущать никого в свою преисподнюю, в том числе и себя? Ты боишься себя, член-носитель 5-й (50-й?) по счету цивилизации?

Не бойся. Все это когда-нибудь исчезнет, как бы ты не старался уберечь себя, продлить этот "миг между прошлым и будущим". И никакие памятники наследия не спасут ни тебя, ни потомков, ни человечество (... станция "Преображенская"...).

В чем же суть, где связь и о чем это ты, "умница", спросишь себя, разглядывая исписанные, подергивавшейся в такт метропоезду рукой, листки?

(…станция "Щелковская", конечная...) Да, собственно говоря, ни о чем.

Так, размышления в пути.

Очевидно, детское желание (делать кино) стать киноактером, режиссером, было настолько велико, что рано или поздно, должно было вылезти каким-нибудь боком. Одной из таких возможностей был КВН.

Произошло это случайно, хотя случайности это или закономерности, распоряжаются нами - еще одна тема для "философского" пустословия.

Имея небольшой опыт музыкальных, сценических воплощений школьных и студенческих лет, являясь студентом 4-го курса лечебного факультета, Ереванского Медицинского Института, я пытался погрузиться в медицину, после двухгодичного отбывания воинской повинности. Близилась к завершению совместная студенческая научная работа под громким названием: "Изменения психики в свете иммунопатогенеза у больных сиф...", когда я таки дождался судьбоносного, в свете КВНовского генеза, звонка.

Алло! Кто говорит?.. Слон!

Суть телефонной беседы была такова: приехал журналист, ведущий телепередачи "Добрый вечер, Москва", специально по поручению (?) Александра Васильевича Маслякова, для проведения смотра и подбора кадров для армянской республиканской команды КВН, и приглашения ее на ЦТ для участия в очередном игровом сезоне.

Это был сентябрь 1990 года. Первым сигналом был звонок вышеозначенной личности в комитет комсомола ЕрПИ (политеха), где серьезные люди, понимая ответственность поставленной задачи, связались с активистами ЕрМИ, ЕрГУ, ЕрЗВИ, ИНХ и т.д. Чтобы не томить Вас подробностями, скажу только, что изначальный состав команды на поверку оказался одновременно и пишущим, и актерским, и музыкальным составом, а в дополнение ко всему, в душе каждого погибал талант режиссера. Это и усложняло и облегчало работу, так как взаимопонимание было на должном уровне, основное время уходило на концептуальные и дисциплинарные вопросы.
В плане дисциплины, а точнее ее несоблюдения наша команда, кажется, побила все рекорды. Но об этом позже. Итак, за месяц была подготовлена, написана, поставлена наша первая концертно-КВНовская программа к приезду "большого" человека из Москвы.

Месяц - срок невеликий по КВНовским меркам, хотя случалось и за ночь переписывать всю программу. Но то был, наверное, один из самых плодотворных периодов. Из материалов - шуток, реприз, каламбуров, сценарных набросков, накопленных за эти несколько недель мы черпали не раз, и всегда находили что-то из невостребованного. Из того периода вспоминается: "Широко развернулась перестройка в Ереване, она развернулась и уехала в Тбилиси"

"Армянские мужчины придумали новый метод борьбы с облысением - они выращивают волосы на спине и аккуратно зачесывают их на голову",

"Армяне самый древний бастующий народ. У них даже блюдо есть такое - бастурма называется",

""…

То было время великих перемен - постперестроечный синдром демократического ажиотажа захлестнул нас волной необузданного оптимизма и веры в себя, свою непогрешимость, свою молодость и сексапильность.

- Назовите три эрогенные зоны.
- Ухо, горло, нос!

Мужчина способен на все. А женщина на все остальное.

Мы верили, что дышим тем же воздухом оттепели шестидесятых, по которым испытывали непонятную "ностальгию", вероятно передавшуюся нам от поколения наших родителей, помноженную на запах свободы девяностых. Все было в диковинку и вновь. Мы мнили себя этакими Дон Кихотами, заигрывающими с властью.

Зло - это добро, пришедшее к власти.

Верните счастливое детство и голубую чашку.
Е. Гайдар.

Хотя старшему поколению приходилось туго. Наши родители не разделяли нашей радости из-за неопределенности бытия, не укладывавшегося в рамки сознания советского человека. Да и мы грешим этим до сих пор, ведь прожили к тому времени пару десятков лет, вкушая прелести "развитого" социализма.

Мы знали, что такое наркотики, мы научились пить, и нам казалось, что уже понимаем смысл жизни, но не было для нас другого наркотика, кроме возможности "творить". Каждый из нас жил в песочном замке, в мире, объединявшем творческий огонь наших страстей. Тогда мы еще не вкусили тяжелого наркотика - выхода в эфир и его последствий, послеэфирной абстиненции. Все было впереди.

Ппомню, как мы выкладывались перед тем парнем, который собирался нас тестировать. За неимением репетиционного зала, первый показ был устроен на частной квартире. Я слабо осознавал, что происходит, но чувствовал, что человеку не нравиться. Мы с сомнением в сердце выслушивали критику, советы, и какое-то недопонимание витало в воздухе.

Случился в процессе общения такой эпизод. "Большой" человек, да и все присутствующие стали потешаться надо мной за то, что не знал, что такое "Ласковый Май". Каюсь, лукавил, конечно, слышал, не уберег своего слуха. Но какое-то внутреннее несогласие, заставляло меня упорно протестовать таким странным образом, и на многочисленные переспросы: "Так ты не слушал …", отрицательно качать головой. Да и как мог я, воспитанный на классике рока и джаза, дать слабину перед "большим" человеком, для которого, как оказалось, мои приоритеты - пустой звук! Слава "незнайки" сохраняется за мной до сих пор, да и мне ли возражать. Зачастую, когда речь заходит о нашумевшем фильме или известном писателе, которые обошли меня стороной, тут же друзья припоминают: "Ну что вы хотите от человека, который не знает даже, что такое "Ласковый Май!"

Да нет, мне прекрасно известно, что такое ласковый май, когда солнце заливает отмытый дождем, в зеленой дымке горный склон, а ты, притаившись под выступом скалы, потягиваешь из консервной банки черный кофе, заваренный на минеральной воде и углях, а затем жадно пытаешься затянуться ароматной сигаретой с зажженного конца. Невероятно соленый привкус до сих пор ощущаю на губах, хотя прошло уже лет пятнадцать.

Но все это лирика. Лирика вся эта. Портится. Со временем. Получив наказ заново переработать, доработать, довести и развести программу, мы расстались с "большим", но внешне маленьким человечком на месяц, чтобы к следующему приезду, вновь предстать на высокий суд.

Дальше произошло нечто странное, если не сказать, страшное. Разведка донесла, а "наружка" подтвердила, что никакого такого журналиста не существует. Все это был досужий вымысел. Того парня. "Большого" маленького человечка. Все становилось на свои места.

Первые сомнения возникли, когда "координационные" звонки из "Москвы" участились, при этом, по типу дозвона, носили немеждугороднгий характер.
Точку в этом вопросе поставили наши ребята, которые колеся по городу в потоке машин заметили ту самую представительскую "Волгу", на которой приезжал на встречи "журналист", с самим журналистом в качестве пассажира. Проследили маршрут. Дополнительная проверка показала, что он проживает по этому адресу.

Разъяренные (а в команде было немало горячей крови), мы потребовали незамедлительного "рандеву".

Разборочная встреча произошла неподалеку от моего дома, в летнем кафе, раскинувшемся в "Пушкинском" саду, где нас знали со школьных лет, отпускали в кредит, и ждали, что называется, "до последнего посетителя", а мы засиживались иногда до часу, а то и двух ночи - и это в советские времена!

Заранее согласовали, что кровопролития не будет. Но разобраться надо.

Он почти не опоздал. Беседа была нелегкой. Миф был рассеян в две минуты. Нам было тяжело поверить, что все наши силы, энергия, творческий порыв, были затрачены впустую. Ему было тяжело признать свою вину, он чувствовал, что "селевые" потоки нашего негодования, могут обернуться тяжелыми последствиями.
Он был обычным парнем. Приезжим. Миграция в годы перестройки приняла немыслимые масштабы. Кажется он был армянином переехавшим откуда-то из Грузии. Говорил по-русски без акцента. Это и оказалось решающим фактором для доверия. И он сыграл "журналиста". Нас мучил основной вопрос: зачем?

Мы уже много недель были оторваны каждый от своих насущных дел, от семьи, пытаясь в кратчайшие сроки составить программу. Не скрою, в то время когда вновь вышел в эфир КВН, в нас подспудно жила уверенность в наших силах и умении сыграть не хуже. Мне импонировал стиль дончан (ДПИ), одесситов, и с начала "журналистской" эпопеи, все наши предыдущие мытарства на сцене получили определенную целевую окраску.

Так почему же?
Ответ нас просто потряс. Многие лишились дара речи, лишь бормотали "матершинные, крамольные" выражения, поражавшие воображение своей небоскребностью. Он ответил приблизительно следующее:

- Я недавно переехал в Ереван, мне было скучно, я хотел познакомиться с интересными ребятами, завести друзей…

Ну, просто "ЛЕВ ЧАНДР", … …. ….! …………………………………………………………………………………!!!!!!!!!!

Хотя скажу честно, по истечении стольких лет во мне возобладало чувство благодарности к этому незадачливому "журналисту", "выполнявшему поручение Маслякова".

В конце концов, имея практически готовую программу для выхода в телесезон КВН, мы недолго колебались. Достаточно было поездки в Киев, и первой международной, правда, закулисной игры с командой КПИ (киевского политехнического института), которая уже имела опыт игры на ЦТ, чтобы убедиться в своих силах. Последней каплей была поездка первого капитана нашей команды, Габа (Акопджаняна Армена) в "Амик" с записью нашей программы. Мы получили устное приглашение на Тюменский фестиваль КВН (1991, январь), который одновременно был приурочен к 30-летнему юбилею клуба.

После недолгих совещаний мы приняли приглашение и решили участвовать.


ПОЕЗДКА В КИЕВ


Май 1990

Поездка была запланирована совместно с комсомольскими боссами на майские праздники. Вместе с командой, насчитывавшей около двадцати (!) человек на тот момент, набралось еще человек тридцать, сопровождающих, так называемой группы поддержки. Ехали с легким сердцем, в предвкушении веселых праздников. Тогда еще вузы обладали финансовыми возможностями для обеспечения общественной и культурной жизни студентов. Разместили нас в гостинице "Славутич". Отель "Славутич", три звезды, у входа "Ауди"…, как потом пел в своей песне, написанной по возвращению из поездки Дан (Даниелян Арсен).

В то время у всех на устах был Кашпировский, perestroyka, glasnost, все кому не лень поносили коммунистические перегибы и наследие. Мы не оставались в стороне. Нашим "коронным" номером была интерпретация песни Розенбаума про "толстую Кармен", которая первой достала свой кольт.

Впервые Розенбаума в Ереване стали слушать в начале 80-х, в любительских записях. Это была "новая волна". Некоторые пытались оценивать его в сравнении с Владимиром Семеновичем, но нравился он очень многим. Это была целая эпоха. Не обходилось ни одной вечеринки, посиделок, без гитары и песен Розенбаума. Чего стоили, (да и стоят теперь, я уверяю Вас) его первые записи песен "Заходите к нам на огонек…", "Умница", "Косточки от вишень…", "На день рождения твой …", "В плавнях шорох…"… Мы с ревностью вслушивались, как коверкал родные интонации Шуфутинский за бугром. "Супчик из цветной капусты…", "Мы с мистером Винченцо порешили…". Эта изумительная городская, революционная, блатная романтика, лирика до сих пор гулко отдаются в моей памяти сладостными воспоминаниями. "Пусть те, кто нас хоть чуть-чуть любил…", "Черный ворон не кружи надо мной…", "Заболело сердце у меня среди поля чистого…", "Светофоры дайте визу…", "Я люблю возвращаться в свой город нежданно под вечер…"… На мой взгляд, достаточно перечисления этих пе
сен, чтобы увековечить имя человека написавшего и исполнившего их. С потрясающей джазовой манерой исполнения, зычным, искренним голосом и берущими за душу простыми и фантастически добрыми и словами, он вошел в мою память навсегда. Что сейчас происходит с Сашей, Александром Розенбаумом, "далеким, незнакомым другом", коллегой? Не знаю, не смею судить. Но последние его вещи никак не достучатся до меня.

В Киеве мы исполняли его песню с переложенным текстом:

А это было лето, восемнадцатый год,
Убили брата в Питере з нагана,
На сходке порешили отомстить за него,
Ребята облысевшие в загранке.

Речь в том куплете как ни странно шла о большевиках и о расстрелянном брате В.И.Ленина. История печальная, но в то время заставляла смеяться зрителей, когда доходило о ком это и о чем. Тогда еще было опасно, или скорей не дозволено при действующей партии власти, у которой новое поколение квнщиков лукаво испрашивало "дай порулитть", хулить "матерого человечища", бессловесным укором уму, чести и совести прошлой эпохи, возлежащего в сердце страны "которой больше нет".

Чугунный Феликс, Лысый, ходоки вокруг,
Россию порешили на привозе,
С "Авроры" залп раздался оглушительный вдруг,
И Лысый зашумел на паровозе.

Как ни нравилась нам самими эта песня, как мы ее ни пытались адаптировать впоследствии, так нам и не удалось протащить ее на ЦТ. Когда судьбу страны очередной раз порешили, на сей раз в Беловежской Пуще, (наш каламбур - Беловежская Пуща прежнего), актуальность текста постепенно сошла на нет. Но песня выстрелила, имела успех в Киеве, позже в Одессе, на торжественном вечере, посвященном 1 Апреля, в Доме Актера, где собрался артистический бомонд и законодатели юмора союзного значения. Был там и Жванецкий, правда, весь вечер он провел за столиком в баре с умопомрачительной блондинкой, куда мы гурьбой ходили поглазеть, кто на кумира, кто на блондинку. Вечер вел один из братьев Хаит. Выступили мы неплохо для импровизированного выхода. Помню, я очень волновался, судорожно повторял слова хорошо знакомого, но слегка переиначенного текста. Волнения не прошли даром. Когда все закончилось, кто-то из метров, и я подозреваю, учителей нынешней плеяды сатириков и юмористов, сильно картавя изрек: "Ребята, Вы думаете сегодня
у Вас был простой день? Нет, сегодня у Вас было боевое крещение. На этой сцене не всех принимают. Могут и взашей…" Получив такое напутствие, мы уже более смело двинули свой корабль в путешествие по стране КВН.

Киевская эпопея не ограничилась одной сценой. Была и закулисная жизнь, не менее насыщенная, полная шуток, курьезов и приключений. Нам нравилось путешествовать с гастролями. Затем мы побывали во многих уголках Союза, а после СНГ "на палочке", как мы шутили. Пустившись в дорогу мы дружно горланили: "Мы свое призванье не забу-удем" (имелась в виду основная прфессия), смех и радость мы приносим людям (КВН)" или "Мы бродячие артисты…" Не могу пожаловаться, судьба нас оберегала, нас повсюду встречали тепло. Даже однажды, не помню по чьей вине, гастролируя по Украине, мы приехали незадолго (минут за семь) до концерта, в маленький городок после 5-6-часового переезда, а зал был пуст. В стандартном концертном зале на 500-600 человек сидело около 10 зрителей. Нас это, конечно, больно ранило, но мы выступили. Это было одно из самых интересных, смешных выступлений. Обычно от количества зрителей зависит форма общения, которую не всегда удается правильно уловить, но мы выбрали весьма оригинальную форму, скорее это получилос
ь само собой. А именно - мы сделали концерт в концерте. То есть выступали и для публики и для себя. Даже нарочно это невероятно сложно сделать. Обычно начинается с какого-нибудь чудачества одного их выступающих, которое заключается в импровизации близко к тексту, набившему оскомину. И если импровизация удается, это вызывает не только смех в зале но и хохот за кулисами и на сцене. Благо сценическая стилистика КВН, позволяет безболезненно использовать этот прием. Но очень опасен. Можно перегнуть палку. Тогда зритель чувствует, что в зале кто-то лишний и ловит себя на мысли, что это он.

Ну а так как все ребята находились на взводе, это превращалось в целый спектакль, даже трудно было определить, кто получал больше удовольствия от такой импровизации, мы или зрители? После того выступления мы со зрителями с удовольствием попрощались друг с другом за ручку.

В Киеве еще были свежи раны нанесенные Чернобылем, мы еще не свыклись с мыслью о Спитакском землетрясении, перевернувших привычный жизненный уклад миллионов людей, поделивших жизнь на две эпохи - до и после. Тогда повсеместно организовывались фонды помощи пострадавшим в Чернобыле и в Армении.

Мы также решили не отставать и заработать денег в фонд помощи детям, пострадавшим в Чернобыле и в Спитаке. Так как на организацию концерта не было времени, мы решили выступить в роли уличных музыкантов.

И вот представьте - два десятка студентов-медиков, и не только, в черных концертных фраках, при бабочках, выдвигаются полукругом в центральном подземном переходе, что на Крещатике. Начинается представление. Мы играли и пели. Две гитары, кларнет, маракасы. Каждому досталось по кусочку программы. Пели и из заготовок для Киевской "игры" и для души. Успехом пользовалась и "авторская" (бардовская) песня. К тому времени, у меня с Даном, сформировалась небольшая концертная программа из собственных песен часа на полтора. Когда конферансье во фраке и при бабочке, да еще с котелком а ля "боливар", с помпой объявил меня, он застал меня врасплох. Поначалу я прошелся по струнам, прокрутил в голове песни, которые помнил лучше всего, и начал с исполнения "Прожигателей жизни" (см. ссылки в конце сраницы - прим.редактора). Песня по своей тематике, как нельзя лучше подходила к интерьеру подземного перехода.

Мне нравится, Не мной!, Что Вы больны

Categories

кино, музыка, дети

Social capital

  • less than 10

Statistics